1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ
По мере того, как мы предпринимали наши первые попытки построения альтернативных сообществ (стихийная община в Брагино в 2002-2004, анастасиевское поселение Родники с 2005) и изучали процессы, происходившие в других альтернативных поселениях — как относительно успешных, так и проблемных, — стало всё более и более ясно, что абсолютно все области жизни общества взаимосвязаны и переплетены между собой, и задача построения общества с более высоким уровнем социальной справедливости не может быть решена без радикального преобразования экономической системы, а задача построения более гуманной и экологичной экономики не может быть решена без преобразования ещё более глубинных социальных систем — таких, как религия и семья.
Фактически происходило так, что изменения только в одной сфере (скажем, введение более демократичных процедур управления) не удерживались долго, поскольку механизмы, действовавшие в других сферах (скажем, в области, экономики, семьи и религии) довольно быстро вытесняли нововведения и воспроизводили в альтернативном поселении привычные структуры общества потребительского капитализма.
При ближайшем рассмотрении выяснялось, что во всех сферах жизни современного общества действуют одни и те же глубинные психологические паттерны (образцы, шаблоны), которые закладываются в психику подрастающего ребёнка в процессе его пребывания в семье и школьного образования. И эти паттерны затем воспроизводятся во всех сферах жизни — в новой семье, на работе, в политической системе, в отношении к религии и т.д.
В качестве примера такого паттерна можно привести иерархическую схему «господин, испытывающий чувство собственной важности, — слуга, испытывающий стыд, страх и ощущение ущербности и считающий себя обязанным беспрекословно повиноваться господину. Этот паттерн воспроизводится абсолютно во всех сферах человеческого бытия:
— В РЕЛИГИИ: образ могущественного, всесильного, всегда правого, судящего и карающего за грехи Бога — и образ «бренного», ничтожного человека, смиренного раба божьего, который должен беспрекословно повиноваться воле божией под страхом вечной кары и не вправе даже помыслить о возможности поспорить или не согласиться с Богом, подвергнуть сомнению Его авторитет и понимание;
— В СЕМЬЕ: роль авторитетного, знающего и несущего «полную ответственность» родителя и абсолютно бесправного и недееспособного ребёнка, юридически приравненного к умалишённому, который по определению не вправе иметь своё мнение и свою волю, пока не подрастёт;
— В ЭКОНОМИКЕ: роль авторитетного босса, знающего «интересы компании» и имеющего власть принять на работу, наказать, лишить денег, уволить, — и роль униженного работника, так же хронически ощущающего страх, стыд и чувство вины и управомоченного говорить с боссом на равных;
— В ЭКОЛОГИИ: Человек, «хозяин природы», который считает себя вправе уничтожать тысячи и миллиона квадратных километров живых экосистем, стирать с лица земли тысячи видов растений и животных, использовать животных как своих рабов, убивая их и ставя на них эксперименты, — и бесправные растения и животные в положении бессловесных вещей, с другой стороны, которые не имеют никаких прав и не имеют никакого выбора, кроме принять волю человека или погибнуть…
и т.д.
Наблюдения показывают, что до тех пор, пока в психике человека сохраняется этот паттерн «господин-раб», сохраняются соответствующие ему категории мышления и эмоциональные реакции (довольство от господства, страх и стыд перед более сильными и т.п.), человек будет автоматически воспроизводить его во всех сферах своей жизни, даже если на словах он декларирует желание построить иное, более гуманное, духовное и экологичное общество.
И поскольку закладываются эти паттерны с самого раннего детства, в родительской семье, — ИБО САМА ПО СЕБЕ ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ ПОСТРОЕНА НА ИЕРАРХИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «ГОСПОДИН — РАБ», — то стало ясно, что БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ СЕМЬИ ПОСТРОЕНИЕ БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВОГО, ГУМАННОГО, СВОБОДНОГО, ЭКОЛОГИЧНОГО, ДУХОВНОГО ОБЩЕСТВА НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ.
Следовательно, любое альтернативное сообщество, которое рассчитывает на сколько-нибудь серьёзные изменения в мышлении, поведении и нравах людей, не сожет добиться сколько-нибудь серьёзных успехов, если не будет прилагать осознанных усилий в области трансформации семьи и лежащего в её основе взаимодействия между мужчиной и женщиной.
2. НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЬИ
Направление желательной трансформации семьи легко угадывается, если провести параллели из других областей общественной, жизни, направления желательных изменений в которых нам представляются более или менее очевидными. Итак, чего же мы хотим?
В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОРАЛИ:
— меньше страха и больше любви;
— меньше лжи и больше искренности и правдивости;
— меньше закрытости, скупости и алчности и больше открытости, щедрости, желания делиться с другими;
— меньше эгоизма, узкогрупповых и клановых мотиваций и больше целостного мышления, охватывающего интересы всех;
— меньше меркантильных и рассудочных расчётов и больше чувств;
— меньше жёсткости и догматизма, больше гибкости и эмпатии, способности понять и принять иное.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ:
— достаток и изобилие вместо искусственного дефицита и всеобщей бедности;
— «выигрыш-выигрыш» вместо «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш»;
— стратегическое и целостное планирование с оценкой всех последствий вместо сиюминутного удовлетворения прихоти в долг у следующих поколений;
— занятость всех здоровым и радостным для них трудом вместо принуждения человека к вынужденному безделью или вредной, бессмысленной, неэкологичной и разрушительной работе;
— эффективное использование ресурсов, максимальный полезный эффект для всех от имеющихся ресурсов;
— лёгкость в приобретении для использовании имеющихся и простаивающих без использования ресурсов;
— поддержка друг друга, желание делиться друг с другом вместо соперничества за ресурсы;
— атмосфера, позволяющая каждому раскрыть свои таланты, вместо деления на «успешных» и «лузеров» и подавления слабых и неуспешных.
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ:
— удовлетворение потребностей человека без ущерба для потребностей растений, животных и других элементов живых систем;
— удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для потомков;
— увеличение биологического разнообразия и количества ресурсов вместо его сокращения;
— чистая и живая среда обитания, отсутствие мусора и тоскинов;
— знание «предназначения каждой твари», умение понимать другие живые организмы и гармонично сожительствовать и взаимодействовать с ними вместо битвы за жизненное пространство и уничтожения друг друга.
В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ:
— меньше авторитаризма, принудительной регламентации «сверху» и больше нашего личного участия в принятии решений, влияющих на нашу жизнь;
— самоуправляющиеся малые сообщества, где все знают друг друга, вместо тоталитарных полицейских государств, нивелирующих индивидуальность человека;
— открытое, искреннее, честное общение с органами власти вместо безжизненного механического обмена формализованными документами; возможность искреннего разговора и понимания мотивов каждого субъекта вместо лжи, интриг и т.п.
— реальная ответственность должностных лиц, понимание, что они делают, вместо формального «отъебись» и ссылок на свою подневольность перед властными структурами более высокого уровня;
— власть формируется «снизу», от нужд реальных живых людей, а не «сверху», от нужд сионистских банкиров, инопланетян или ещё кого-то, чьи интересы неизвестны и с кем невозможно пообщаться и узнать их реальные цели;
— эффективные системы управления, позволяющие реально созидать и решать проблемы;
— разумные, эффективные и грамотные люди во власти вместо проходимцев и корыстолюбцев;
— ощущение реальной живой связи с органами управления вместо формального повиновения и страха: «они реально знают, что мне нужно и с интересом и заботой служат мне, я реально знаю, что им нужно, и с радостью помогаю им».
В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ:
— меньше страха перед высшими и непостижимыми силами и больше любви и искреннего интереса к Высшему;
— реальное понимание и искреннее исследование высших законов вместо бомбардирования догмами и устрашения «праведной карой»;
— право на непризнание авторитета навязываемых богов и собственное исследование высших реальностей вместо беспрекословного повиновения богам;
— развитие в самом себе качеств Бога-Творца (любовь, созидание, отвественность, авторитет, сила и могущество, право определять, какой будет реальность и каким будет будущее) вместо развития в себе качеств покорного бессловесного раба неведомых высших сил.
Итак, если мы теперь перенесём РОВНО ЭТИ ЖЕ САМЫЕ наши устремления в область семьи, если мы поставим совершенно логичную задачу — сформировать такую семью, которая будет поддерживать а не подавлять вышеназванные перемены, то мы неизбежно получим примерно следующий список:
НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЬИ:
— меньше догм, повиновения авторитетам, механического следования правилам и «так надо» и больше осознанных решений, оценивающих все последствия;
— открытое и искреннее общение между мужчинами и женщинами вместо тайного сообщения им ложных сведений друг о друге и воспитания атмосферы отчуждения, соперничества и скрытой угрозы;
— открытое, искреннее общение между супругами, между родителями и детьми вместо хитрых стратегий, интриг и соперничества;
— отношения, построенные на искренних, подлинных желаниях вместо стыда, страха обидеть родственников и постоянного внешнего давления;
— отсутствие деспотизма старших родственников; молодые имеют право сами решать, как им жить;
— формирование у детей реального самоуправления и ответственности вместо авторитарного давления на них сверху и принуждения к чуждой для них деятельности (садик, школа, кушать что прикажут взрослые и т.п.);
— атмосфера свободы и творчества вместо атмосферы мучительного выживания;
— добровольность совместной жизни супругов вместо принуждённости к этому из страха остаться без жилья, денег, общения с детьми и т.п.;
— отсутствие соперничества между мужчинами за женщин и между женщинами за мужчин; готовность поддержать тех, кому меньше повезло и делиться любовью, заботой, близостью;
— атмосфера открытости, любви, поддержки, свободного общения вместо атмосферы страха, ревности, зависти, соперничества, запретов на близость;
— отсутствие соперничества между семьями (за деньги, жизненное пространство и пр.): «нужды другой семьи так же важны, как и нужды моей»;
— признание благотворности открытого проявления любви, заботы, нежности, желания близости к другим людям вместо запрета и общественного осуждения выражения любви как «греха» и «разврата»;
— изобилие любви, близости, нежности, заботы, секса вместо искусственного дефицита, созданного запретами и страхом общественного осуждения;
— воспитание детей в духе поощрения проявлений открытости к миру, любви и заботы к другим людям, в т.ч. противоположного пола, вместо постоянного настраивания на вражду и опасность окружающего мира и страх перед противоположным полом.
Из этого списка мы видим, что трансформация семьи — точно так же, как трансформация экономической системы или системы управления — требует целого комплекса мероприятий, включающего как создание новых организационных структур (в частности, автономного детского пространства для развития навыков самоуправления), так и целенаправленную работу в освоении новых навыков и привычек (таких, как открытое и искреннее общение, формирование новой культуры сексуальных отношений и т.д.).
Задачей Школы Любви является помощь людям в формировании понимания и новых привычек, необходимых для создания ненасильственной экологичной семьи и моделирование среды, в которой люди могли бы ощутить атмосферу ненасильственного экологичного общения между полами и потренироваться в развитии этих новых навыков.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ЛЮБВИ
На первоначальном этапе развития нашей общины Школа Любви будет действовать как внутренний кружок для членов общины, позволяющий инициировать общение на тему любви, семьи, отношений между полами и сексуальности, поиграть в разные психологические игры, тренирующие навыки, необходимые для ненасильственных экологичных отношений между полами. Наверно, по внешнему виду и содержанию это будет очень похоже на тренинги и занятия по тантре.
На более позднем этапе, когда у нас в поселении сформируется костяк достаточно компетентных людей, готовых к проведению подобных просветительских мероприятий для внешней аудитории, мы, вероятно, запустим курсы и тренировочные программы гостевого формата.
Вот примерный список навыков, над развитием которых мы будем работать на мероприятиях Школы Любви:
+ Работа с негативными эмоциями, в частности, со страхом и стыдом. Техники, позволяющие вернуть контроль над своей психикой, когда она охвачена подобными эмоциональными реакциями.
+ Практика открытого общения. Открытое общение о болезненных и сложных вопросах, вызывающих негативные эмоции.
+ Практика ненасильственного общения. Как формулировать свои сообщения, чтобы они не воспринимались собеседником как агрессия, и вызывали желание открыться, а не защищаться;
+ Практика открытого выражения эмоций.
+ Открытое общение на тему секса и сексуальных отношений. Тренировка в свободном выражении своих мыслей и чувств, связанных с сексуальностью, без страха и стыда.
+ Развитие навыков общения через тело. Телесные практики, танец, импровизация. Основы телесно-ориентированной терапии.
+ Техники разрешения семейных конфликтов и конфликтов в паре «мужчина-женщина».
+ Техники работы с сексуальной энергией.
+ Работа со страхом наготы.
+ Работа со страхом сексуального насилия.
+ Работа с болезненными привязанностями, безответными влюблённостями и ощущением отвергнутости.
+ Работа с ревностью и страхом потери партнёра.
+ Обзор основных механизмов психической манипуляции и наблюдение, как эти механизмы работают в семье.
+ Открытое ненасильственное общение между родителем и ребёнком.
Конечный результат всего этого процесса — формирование сообщества людей, психика которых настолько свободна от страха, стыда, ревности, агрессии и прочих психических аберраций, что они:
1) способны выстраивать устойчивые, открытые, ненасильственные, экологичные отношения и семьи;
2) ощущают себя удовлетворёнными как в плане собственной семейной и сексуальной жизни, так и в плане изобилия окружающего мира в области любви, нежности, общения, поддержки, секса и внимания;
3) способны легко и свободно общаться на темы, связанные с семьёй, отношениями и сексуальностью, без страха, неловкости, стыда или иных подобных болезненных психических реакций;
4) способны оказать эффективную поддержку людям, испытывающим проблемы с неразделённой любовью, сексом, отношениями в семье и т.п.