Desperades

Детская Республика (Детская Поляна)

Детская Поляна, или Детская Республика — это экспериментальный проект, на который нас вдохновил опыт экопоселения и центра исследования мира Тамера, сутью которого является создание обособленного автономного пространства, находящего под управлением детей, на котором (за некоторыми исключениями) власть детей имеет приоритет перед властью взрослых.

 

Миссия этого проекта заключается в том, чтобы:

1) дать детям легальное пространство для их игр и творчества, свободное от некомпетентного контроля взрослых и не мешающее взрослым жить своей жизнью; пространство, на котором «можно не убирать игрушки»;

2) дать детям возможность с малых лет учиться самостоятельности и ответственности (если ты не помыл свою тарелку или оставил игрушку под дождём, то сам несёшь все последствия этого — будешь есть из грязной тарелки, игрушка испортится);

3) дать детям с малых лет возможность получить опыт жизни в общине, жизни с учётом мнения и интересов других детей;

4) дать детям с малых лет возможность тренировки навыков общения, самоуправления и группового принятия решений (территория Детской Республики находится в КОЛЛЕКТИВНОМ управлении детей поселения, и им придётся совместно принимать решения о наиболее интересных и выгодных для них способах её использования);

5) дать детям возможность с малых лет на практике осваивать экономические навыки и финансовую грамотность (у Детской Республики будет бюджет — как денежный, так и в виде разных натуральных ресурсов, и перед детьми будет стоять задача научиться совместно и эффективно его использовать);

6) максимально сблизить образование детей с игрой и реальной практикой: освоение своего автономного пространства неизбежно потребует чему-то научиться; при этом знания и навыки будут усваиваться лучше за счёт их немедленной востребованности, а форма обучения будет более игровой и свободной, чем в обычной школе (по сути, Детская Республика — это экологичная альтернатива школе как в плане освоения знаний и навыков, так и в плане социализации);

7) сделать процесс образования максимально автономным (старшие дети учат младших, передавая им необходимые знания и навыки, благодаря чему требуется меньше взрослых учителей и кураторов, а знания закрепляются лучше);

8) дать детям мощный инструмент для общения с взрослыми на равных и защиты своих интересов перед взрослыми — организованный детский коллектив, своего рода «детский профсоюз» (который, естественно, будет гораздо лучше понимать интересы детей, чем какие-нибудь органы опеки);

9) высвободить время и внимание родителей, которое обычно тратится на бессмысленный и неэффективный контроль за детьми (самоорганизация Детской Республики позволит детям самим находить себе занятия, а функцию присмотра за младшими возьмут на себя более старшие дети);

10) разрешить конфликт между поколениями по поводу правил поведения и использования личного пространства (в доме родителей правила устанавливают родители, и здесь нужно убирать игрушки и мыть посуду, потому что это пространство взрослых, а взрослым такой порядок удобнее; но на своей территории дети могут установить свои правила, какие им больше понравятся).

 

При этом наличие автономного детского пространства даёт каждому ребёнку выбор: он может находиться как на взрослой территории с соблюдением «взрослых» правил, так и на детской, где правила устанавливают он сам и такие, как он. И ребёнок может регулировать степень своего присутствия и участия здесь и там. К примеру, в младшем возрасте потребность в присутсвии взрослых рядом сильнее, поэтому ребёнок живёт с родителями. Но, подрастая, он может всё больше и больше времени проводить на Детской Поляне со своими сверстниками и старшими детьми.

 

Для того, чтобы Детская Поляна могла полноценно функционировать и выходить из возможных кризисов, её будут поддерживать несколько взрослых координаторов (рабочая группа по детям).

Перейти к верхней панели