Desperades

VEDЫ vs Кастанеды

СКАЧАТЬ: DESPERADO — Veda vs Castaneda.doc.rar

*

DESPERADO

VEDЫ vs КАСТАНЕДЫ

(ред. 20 мая 2014)

Я не обращаюсь к тем, кто свято верит в Ведическую Мудрость, кому она снова и снова помогает наладить свою жизнь и у кого действительно получается ей пользоваться. Я обращаюсь к тем, кто из самых благородных побуждений, изо всех сил пытается следовать ведическим предписаниям, делает всё, как учат Учителя и вроде даже что-то помаленьку получает от этого, но никак не может понять, почему он не может это полюбить. Почему он никак не может избавиться от этого перманентного тоскливого голоса в голове, который всё ноет и ноет: «Что-то не то, не то, не то…»

 

У меня до сих пор дилемма между Ведами и Кастанедами (Бодхи), общих точек соприкосновения ищу.

Может, ты поможешь скорее понять, что Веды — ересь.

Хотя иногда нахожу общие точки соприкосновения, и тогда «вставляет». Ну, хотя бы про Раба и Господина (где жена — служит мужу). Причем, явно, она сталкерша (в самом конструктивном смысле этого слова), и ничего не теряет в этом служении.

 Из письма Лены Б.

 

Для того, чтобы утверждать, что что-то истинно, а что-то — «ересь», нужно выбрать изначальную точку отчёта, некую систему координат, относительно которой мы определяем эту самую истинность. Иными словами, куда мы двигаемся, что мы хотим создать?

В какой-то момент моего духовного поиска я пришел к пониманию, что лично я ищу, в первую очередь, определенного ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (или, еще точнее, СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, которое охватывает не только эмоции, но и мысли, желания и т.д.). Для меня именно состояние оказалось первичным, но это так далеко не для всех. Я думаю, что для многих первичными являются другие вещи, например, следование некой картинке идеальной жизни (скажем, описанной Анастасией), следование неким принципам или канонам, эффективность и продуктивность, экологичность и т.д. Я знаю многих людей, которые ради достижения более яркого, светящегося, свободного, любящего состояния сознания не готовы расстаться, к примеру, с концепцией РОДА. Для них идея Рода первична и только в её рамках возможен поиск какого-то счастья.

Теперь, когда я пришел к пониманию, что конкретно я ищу именно СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, я с неизбежностью пришел к шкале эмоциональных состояний (эмоциональных тонов), с которой начинается каждый томик моего Дневника Практики. Ведь нужно же какое-то средство для определения места, где я нахожусь сейчас, относительно места, куда я иду. Шкала состояний — это просто неизбежный фундамент Практики Прямого Пути. Я сделал предельно простую вещь: сел, пересмотрел имеющийся у меня опыт состояний, дал им названия, записал определения и проранжировал эти состояния по их степени желательности для меня. Т.е. от тех состояний, переживать которые менее всего привлекательно, до тех, которые максимально желанны (с учётом логики их переходов друг в друга). Так у меня появился Фундамент, система координат, относительно которой я могу теперь измерить всё, что угодно.

Далее, исследуя свои состояния и описания чужих, я увидел, что ШКАЛА СОСТОЯНИЙ ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК», ИЛИ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ». Т.е. чем выше состояние, тем реже оно встречается у существ, отождествлённых с физическим телом из двух рук, двух ног и головы. И тем менее ТОТ, КТО ПЕРЕЖИВАЕТ ЭТО СОСТОЯНИЕ, может быть назван человеком. На самой-самой вершине шкалы мы видим состояния, несовместимые с верой в существование «моего» физического тела. Т.Е. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИВАТЬ МАКСИМАЛЬНО ВЫСОКИЕ, ЯРКИЕ И СВЕТЯЩИЕСЯ СОСТОЯНИЯ, РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПРИХОДИТСЯ ОТКАЗАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ОТ КОНЦЕПЦИЙ ТИПА «РОД», «СЕМЬЯ», «МОЙ РЕБЁНОК», НО И ОТ САМОЙ ПО СЕБЕ КОНЦЕПЦИИ «Я ЧЕЛОВЕК», ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ ТЕЛОМ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЛЕДУЯ ПРАКТИКЕ ПРЯМОГО ПУТИ, МЫ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПРИХОДИМ К ОТКАЗУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА, К ОТКАЗУ ОТ БЫТИЯ «ЧЕЛОВЕКОМ», МЫ СТАНОВИМСЯ ЧИСТЫМ СОЗНАНИЕМ — ПОТОМУ ЧТО ТЕЛО СОЗДАНО ЛИШЬ ДЛЯ ДАННОЙ КОНКРЕТНОЙ ИГРЫ И ОНО ОГРАНИЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ СОСТОЯНИЙ. И отсюда вывод, что Практика Прямого Пути в чистом виде не может быть подчинена целям, вытекающим из существования тела или из социальной жизни. Т.е. Практику Прямого Пути невозможно «немного использовать» для того, чтобы заработать денег, наладить отношения с мужем, создать здоровую экономику или построить мирное и гармоничное сообщество людей. Потому что сами по себе понятия «деньги», «муж», «экономика», «сообщество» — они крепко-накрепко стоят на железобетонной убеждённости, что «Я — это человек», т.е. одушевлённое тело.

На Шкале это выглядит так. Существует определённый рубеж (на моей шкале это 7.0 — Прорыв Искренности, Яростность, Непримиримость, Пронзительная Нежность, Пронзительная Отрешённость), начиная с которого концепция «человек» начинает трещать по швам, и ты начинаешь ставить под сомнение всё новые и новые «устои» общественного и человеческого жития. К примеру, переживая Пронзительную Нежность, ты начинаешь терять границу между «Я» и «Она» и в какие-то моменты переживать «её» состояния как «мои». Переживая Пронзительную Отрешённость, ты начинаешь ощущать дела, цели и проблемы Лены Б. точно так же со стороны, как дела и проблемы мамы, папы или начальницы на работе. Пропадает переживание «МОИ цели», «МОИ дела». Ты начинаешь ЯСНО ВИДЕТЬ, что вот это — «Я», а вот это «Лена Б.», и это не одно и то же.

И здесь 2 важных вывода:

  1. Поднимаясь еще выше, ты начинаешь терять отождествление с физическим телом (к примеру, переживая «себя» в телах «других людей»).
  2. НО! Ты никак не сможешь подняться выше, если перспектива отказаться от личностной жизни Лены Б. — от её работы, семьи, дел, целей, планов, отношений с другими людьми — пугает тебя. Т.Е. ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТВОЁ ВНИМАНИЕ КРЕПКО СИДИТ НА ЛИЧНОСТИ ЛЕНЫ Б. И ЕЁ СУДЬБЕ, НА НАЛАЖИВАНИИ ЕЁ ЖИЗНИ И РЕШЕНИИ ЕЁ ПРОБЛЕМ, ТЫ НИКОГДА НЕ СМОЖЕШЬ ПРОБИТЬСЯ К СОСТОЯНИЯМ ВЫШЕ 7.0.

Теперь возвращаемся к Ведам.

Веды, как и огромное множество других учений, созданы для налаживания жизни ЛЮДЕЙ. Всё, о чём говорят в своих лекциях Торсунов, Гадецкий, Нарушевич и т.д., — это всё вопросы личной и социальной жизни существ, намертво отождествлённых с физическим телом. Достаточно бегло пробежаться по названиям лекций, чтобы увидеть, в какой проблематике они вращаются: «семья и семейная жизнь» (бывает только у людей!), «мужчина и женщина» (однозначно, опора на физическое тело: писи и сиси отличаются именно у физических тел!), «режим дня» (актуально только для тех, кто спит и бодрствует, т.е. опять-таки для тел), «самосовершенствование» (актуально только для личности: выше 7.0 уже очень сложно утверждать, что совершенствуюсь «Я», потому что нет никакого «Я»), «успех и деньги» (без комментариев), «отношения с родственниками» (ну, родство, по определению, возникает из писи, т.е. части физ. тела), «женственность» (опять-таки актуально для тех, кто точно знает, что она — не мужчина, а выше 7.0 на эту тему могут быть оч. серьёзные сомнения), «сила Времени» (излюбленная тема Торсунова — неактуальна вне механической деятельности, т.е. для состояний выше 7.0)  и т.д. и т.п.

Мы видим, что ВЕДЫ (или, по крайней мере, то Ведическое Знание, которое популяризируют названные авторы) ОРИЕНТИРОВАНЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ТЕХ, КТО НИ ПОД КАКИМ ПРЕДЛОГОМ НЕ НАМЕРЕН РАССТАВАТЬСЯ СО СВОЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ И С ФИЗИЧЕСКИМ ТЕЛОМ. Ну, или, по крайней мере, не намерен это делать в ближайшее время, пока он практикует Веды. Т.Е. НА ТЕХ, КТО НЕ НАМЕРЕН ПОДНИМАТЬСЯ ВЫШЕ СОСТОЯНИЯ 6.0 (Живой Интерес, Веселье, Озорство, Беззабостность, Открытость, Искренность, Симпатия и т.п.).

По сути, эмоциональный тон практически всех Ведических рекомендаций колеблется от 4.0 (Антагонизм, Напряжение, Чувство Долга) до 6.0. Впрочем, 6.0 — редко. В основном доминируют 5.2-5.5 — Позитив, Консерватизм, Правильность, Ответственность, Порядочность, «Я Хороший», Интеллектуальный Интерес и т.п. Квинтэссенцию всех Ведических советов можно было бы обозначить фразой «Живите хорошо — и будет вам счастье».

Разумеется, эта истина не лишена здравого смысла. Особенно, если рассуждать исключительно с человеческих позиций. Если уж ты раз и навсегда решил для себя, что жить вместе с тёщей необходимо, потому что иначе как-то не по-людски, то, естественно, что жить с ней хорошо гораздо лучше, чем плохо. Если же ты вдруг задаёшься вопросом, а, собственно, почему я должен жить вместе с тёщей, то ты уже пытаешься играть в совсем другую игру и жить не так, как живут люди (это не сарказм — это констатация того, что ты уже не совсем социальный человек, и, следовательно, тебе нужны какие-то другие правила).

Всё дело в том, что ДЛЯ ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ, В ПРИНЦИПЕ, РЕАЛЬНЫ ТОЛЬКО ЛЮДИ. Сама по себе постановка вопроса о том, что «я — это не тело», что сознание может существовать отдельно от тела, не говоря уже о таких вещах, как «Время — это функция сознания», — для подавляющего большинства людей абсурдна. Поскольку почти все люди основную часть времени находятся в полной механике, в состояниях ниже 5.5, то Практика Прямого Пути для них — это какие-то сказки, Бодхи — маразматик-педофил, а Кастанеда — наркоман-обкурыш, описывающий в своих книгах какие-то несуществующие «мухоморные глюки», которые им с Доном Хуаном привиделись под мескалито.

РЕАЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ТОНОМ. Это базовая истина ППП. Ты не воспринимаешь как реальные те вещи, которые различаются лишь в состояниях выше твоего. Поэтому, если ты с рождения сидишь в личностной механике и в уме оперируешь исключительно проблемами своего физического тела и своей социальной личности, то Бодхи тебе на хуй не нужен. У тебя просто никогда не возникнет такого запроса, для которого он был бы актуален. Тебе никогда не понадобится напрямую счастье, потому что ты просто физически не способен его испытывать, когда у тебя, скажем, царапина на автомобиле. Твой запрос ко вселенной будет именно «новый автомобиль», потому что это практически равно тому счастью, на которое ты способен. Тебе не нужны творцы — тебе нужны криэйторы, направление креативности которых уже заранее предопределено имеющимися проблемами.

И в таких состояниях Веды (а равно близкие им по смыслу современные нью-эйджерские аналоги, разная «успехология» — Джек Кэнфилд, Брайан Трейси, Луиза Хей и т.д.) становятся высочайшим выражением мудрости, доступным для понимания. Истины о том, как людям жить с людьми, гораздо понятнее и актуальнее, чем какие-то метафизические мудрствования о материи, сознании, пространстве и времени.

И поэтому они не только становятся популярны, но и у очень многих людей даже вполне неплохо работают! Люди налаживают семейную жизнь, мирятся с тёщей, достигают успехов на работе, получают признание окружающих… И всё идёт хорошо до тех пор, пока…

ПОКА В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ МОМЕНТ ЧЕЛОВЕК НЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С ВНЕЛИЧНОСТНЫМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ.

Это может быть любовь. Контакт с высшим существом. Побочный эффект месячной голодовки или упражнений по йоге, которые делались «просто для здоровья». Не важно. Важно, что с этого момента у человека будет навсегда вынесен мозг, и он уже никогда не сможет работать над собой по ведическим правилам, как он делал это раньше. У НЕГО ПРОСТО НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ДОСТАТОЧНОЙ МОТИВАЦИИ. И У НЕГО НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ТАКОЙ ВЕРЫ, КАК РАНЬШЕ.

В чём состоит главный «вирус» внеличностных переживаний? А в том, что человек попадает в состояния, в которых всё то, чего он добивался с таким трудом, неутомимо «работая над собой», ДОСТИГАЕТСЯ НЕВЕРОЯТНО ЛЕГКО! Когда ты видишь, что 40 тысяч рублей можно получить не месяцем упорного труда, а по щелчку пальцев. Когда твои желания материализуются сразу после того, как ты «просто подумал». Когда ты видишь, что экстатическое счастье возможно и без денег и без новой машины, и без любимой женщины, И ДАЖЕ (это самое страшное!!!) КОГДА ДРУГИЕ ЛЮДИ, АВТОРИТЕТНЫЕ ЛЮДИ, БЛИЗКИЕ ЛЮДИ (!) ВЫРАЖАЮТ ТЕБЕ ОСУЖДЕНИЕ И НЕУВАЖЕНИЕ И ГОВОРЯТ, ЧТО ТЫ ГЛУБОКО НЕПРАВ.

Практически никто не удерживается в этих состояниях сразу надолго, все выпадают снова в личностную механику. Но опыт, яркая память остаётся даже просто на уровне физических ощущений, и с этого момента заставить себя снова РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ для того, чтобы получить те блага (и даже не те, а намного меньшие!), о которых ты знаешь, что они могут доставаться ПРЕДЕЛЬНО ЛЕГКО И РАДОСТНО, БЕЗ ВСЯКОГО ТРУДА, — заставить себя становится просто невозможно.

И еще один важный момент: когда ты пережил опыт экстатического счастья на фоне ярких НЭ окружающих и близких, ты перестаёшь считать одобрение окружающих чем-то ценным и оно тоже утрачивает силу мотиватора к тому, чтобы «вести себя хорошо».

С этого момента начинается Междуцарствие, и вся социальная жизнь начинает катиться по наклонной плоскости. Ты словно сделал открытие, что ты не совсем человек, и от этого все человеческие правила перестают для тебя работать в полную силу. Ты начинаешь забивать на сложные пути, ты стараешься щёлкать пальцами вместо того, чтобы трудиться в поте лица во имя своих целей. Щелчки почему-то больше не работают, но ты предпочтёшь выяснять, почему они не работают, станешь щёлкать пальцами по-другому, менять пальцы и заклинания — но только не возвращаться к старым добрым проверенным ведическим рекомендациям о том, чтобы жить спокойно и хорошо, быть смиренным и хотеть от жизни в меру.

Практика перестаёт работать, потому что она наталкивается на фундаментальное противоречие. Цели, которые преследует практикующий, по инерции остаются обычными, личностными целями — тем, чего свойственно хотеть ЛЮДЯМ: заботливый муж, продвижение в карьере, новый дом, родовое поместье, открыть своё дело, успешное предприятие или успешное экопоселение… Соответственно, ставя цели и отслеживая их достижение, сознание должно находиться в личностной механике, в состояниях не выше 7.0 — иначе начнутся серьёзные сомнения в том, что мне всё это нужно (а то и уверенность в том, что как раз не нужно совсем). Но способ достижения этих целей должен быть простым и волшебным — так, чтобы «лишь захотел — и включилось внешнее намерение». Т.е. такой способ, который не свойственен людям и реален только при Состояниях выше 7.0. И ум практикующего застревает и раздваивается: как только он фиксирует внимание на озарённых переживаниях, обоснованность целей начинает пошатываться, возникают смутные сомнения в том, что я хочу именно привлечь выгодных клиентов, а не, скажем, сбежать из офиса и побегать босиком по росе. Как только возвращаешь внимание к целям, чтобы укрепить веру в них, тут же пропадает озарённость и свежие креативные идеи — начинается голимое попоморщерство. Говоря образно, практикующему приходится отчаянно изворачиваться, чтобы завлечь Бога в съёмки рекламного ролика финансовой пирамиды «МММ-2012». И чем дороже для практикующего само переживание озарённости, тем скорее у него начнется финансовый крах.

Когда ты обнаружишь себя в полной жопе, оставшись без денег, жилья, любимых людей и т.д., ты от безысходности, просто чтобы не умереть, все-таки будешь возвращаться к Ведам или к Джеку Кэнфилду. Начнешь делать зарядку по утрам, составишь себе список целей, будешь читать аффирмации и мантры, жечь тибетские палочки и переставишь по фэн-шую оставшуюся мебель… Запишешься на тренинг личностного роста или на марафон женственности… Но теперь хватать тебя будет ненадолго. Месяца на два-три-четыре. Потом, как только жизнь чуть-чуть наладится, всё вроде станет получаться, ты уйдёшь в недельный запой, станешь просиживать дни и ночи напролёт ВКонтакте, снова забросишь к чёрту свои практики, просрёшь выгодных заказчиков, по глупости сорвешь свидание с симпатичной девочкой или мальчиком… И вернёшься в жопу, из которой выбрался.

Ты будешь говорить себе: «ну нет, сколько можно! дальше так продолжаться не может! надо срочно что-то делать!» И снова бросишься делать. Практиковать. Недели две. Больше просто будет тошнить. Почти физически. Постоянно будет ощущение «Это всё не то, не то, НЕ ТО!!!» И потребуются невероятные ухищрения, чтобы ЗАМОТИВИРОВАТЬ себя делать какие-то предельно банальные вещи типа вставать на полчаса раньше — при том, что твоя ведическая подруга делает это реально легко с лыбой до ушей и будет с торжественным видом часами втолковывать тебе, что ты ни хрена не понимаешь сути, что «главное — это именно захотеть«… А ты будешь смотреть на неё и ощущать себя полным ничтожеством. Ты НИЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ. И ОСОБЕННО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЗАХОТЕТЬ…

И выхода не будет. В Ведах…

Междуцарствие может закончится либо смертью (хотя не факт), либо признанием факта, что ты больше не социальное существо. Не личность. Не человек. И поэтому человеческие правила для тебя не работают, а человеческие проблемы — больше не волнуют. Когда ты отчаянно и ясно отдаешь себе отчёт, что тебе больше не нужны ни семья, ни мир с тёщей, не успех на работе, ни уважение людей, ни деньги, ни жильё… Тебе нужно только одно — СНОВА ПЕРЕЖИТЬ ЭТО.

С этого момента помочь тебе смогут только Бодхи, Хаббард и Кастанеда. И те, кто с ними. Веды остаются не при делах. Там просто больше не остаётся ничего такого, что написано ДЛЯ ТЕБЯ. Только для людей.

И, заглядывая вперед, скажу, что в итоге всё оказывается действительно ОЧЕНЬ ПРОСТО. Когда ты вдруг делаешь открытие, что необходимость жить вместе с тёщей не имеет никакой другой причины, чем твоё собственное механическое решение, ты можешь просто встать и уйти. И в какой-то момент тебя накрывает прямо лавина таких открытий — по поводу работы, денег, семьи, друзей, рода, необходимости «быть хорошей»… У Бодхи это называется «Прорывом Искренности» и «Каскадом Открытий». И после того, как весь этот мусор отвергнут за ненадобностью, тебя снова охватывают невыразимые переживания, которые не имеют никакой опоры в личности Лены Б. или кого-то еще. Через тело и сознание, через «Это Место» словно бы начинает звучать вся Вселенная — ты одновременно становишься ВСЕМ ВОКРУГ, и НЕТ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ «ЭТО Я» И «ЭТО НЕ Я»…

После этого переживания у тебя возникает что-то, что можно описать как «внутренний стержень». Это некая точка опоры, которая не имеет предметного выражения. Т.е. нельзя сказать, на что именно ты опираешься. Это невозможно чётко сформулировать словами в виде какой-то идеи, концепции, принципа. Это присутствующая постоянно на периферии внимания фоновая Ясность, что ты в безопасности. Что бы ты ни делала, что бы ни происходило рядом, У ТЕБЯ ВСЕГДА ЕСТЬ КУДА ВЕРНУТЬСЯ И ГДЕ ТЫ НАЙДЕШЬ ПОКОЙ И ПРИБЕЖИЩЕ. И даже не так. Нет, не так. Это фоновая Ясность, что УМИРАТЬ ПРОСТО НЕКУДА! ТЫ УЖЕ ТАМ, КУДА УМИРАЮТ!

Еще одна перемена — НЭ перестают быть столь глубокими, как раньше, они становятся более поверхностными. Т.е. они как бы создают рябь на поверхности воды, но не проникают вглубь. И появляется фоновое бесстрашие и способность конфронтировать вещи, которые раньше сильно пугали. Резонирующие с этим слова: «Мне нечего терять», «Мне нечего ждать и не на что надеяться», «Нет ничего, кроме Сейчас», «Отчаянный», «Desperados».

Дальше открываются совершенно новые горизонты, но я там пока еще не был и поэтому не могу описать.

В заключение хочу ответить на ещё один твой вопрос — о точках соприкосновения.

> общих точек соприкосновения ищу.
> Может ты поможешь скорее понять, что Веды — ересь.
> Хотя иногда нахожу общие точки соприкосновения и «вставляет». Ну, хотя бы про Раба и Господина (где жена — служит мужу)

Я думаю, что люди, которые писали и толковали Веды, имели возможность наблюдать жизнь существ, вышедших за Порог Отрешённости и поднявшихся до состояний выше 7.0. И, естественно, они должны были как-то описать и истолковать жизнь этих существ через призму своего учения. Т.е. они должны были придумать какое-то описание для явлений «святости», «магии» и т.п. И, разумеется, они это описание придумали. Но.

Человек, находящийся в хронической механике, пусть даже это яркий Позитив на 5.5, не может толковать наблюдаемые явления иначе, чем через механику. Озарённая, внеличностная деятельность ему не знакома, поэтому, описывая «мудрецов», «пророков» и «магов», он может точно описывать внешнюю форму их поведения, но, не понимая их мотивов, он будет подставлять в описание те мотивы, которые понятны ему. Предположим, автор Вед видит реально счастливую пару, в которой мужчина и женщина очень сильно любят друг друга. Он видит, что мужчина заботится о своей женщине, дарит ей разные подарки, а женщина беспрекословно выполняет просьбы мужчины и «служит» ему. Фактически, счастливые влюблённые просто реализуют свои радостные желания: они делают то, что им очень сильно хочется, и больше ничего. Они не думают о том, как должно быть в «правильной семье». Но Автор Вед действует как древнегреческий грамматик: ему нужно проанализировать ситуацию и выявить в ней «грамматические правила», которые потом можно будет написать на скрижалях и изучать в академии риторики. И что он делает — он облекает поведение влюблённых в форму механических концепций «долга», «прав» и «обязанностей». Он напишет на скрижалях, что «ОБЯЗАННОСТЬ МУЖА — МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ И ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕЙ ЖЕНЕ», а «ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕНЫ — СЛУЖИТЬ МУЖУ». А, чтобы это не попахивало рабством, добавит какую-нибудь позитивную побрякушечку типа «СВЯТОЙ ДОЛГ», «БЛАГОРОДНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ».

Точно так же, наблюдая как некое существо через тело Свами Неврубандо совершает действия, которые можно описать как «двигает горы», «превращает воду в вино» или «ходит по воде», Ведийский Грамматик напишет, что «Свами Неврубандо обрёл сиддхи — достиг сверхспособностей, которые позволяют ему творить чудеса». И Грамматику не придёт в голову, что горы двигал совсем не человек по имени Свами Неврубандо, их двигало Освобождённое Сознание, которое в этот момент как раз было разотождествлено с физическим телом кого бы то ни было и только поэтому и могло творить эти чудеса. Если бы в Сознании в этот момент всплыла мысль типа «Ого, а я, старик Неврубандо, оказывается еще и горы могу двигать!», то чудеса тут же прекратились бы. Потому что отождествление с физическим телом или с личностью несовместимо с теми состояниями, в которых Сознание двигает горы. Но Грамматик в эти нюансы не вдаётся — он описывает чисто внешнюю, материальную сторону: «Старец Свами Неврубандо славил имя Кришны, постиг предписания шастр и на 60-м году жизни стяжал сверхсилу. Следовательно, тот, кто будет славить имя Кришны и изучать шастры, также обретёт сиддхи».

С точки зрения техники данных процессов, оба описания — и про супругов, и про чудеса — абсурдны. Это все равно что думать, что причиной электричества является розетка, и, оторвав от стены розетку, можно носить её с собой и устроить себе электричество где угодно. Но, с точки зрения внешней, зримой стороны событий, они достаточно точны.

После этого труды Грамматика помещаются на стены академии, и их начинают зубрить ученики. Некоторым удаётся более или менее точно воспроизвести внешние действия влюблённых или старого садху (иногда не без помощи какого-нибудь мелкого шарлатанства вроде монтажа в фотошопе). Однако результат этих действий в плане ПЕРЕЖИВАНИЙ, конечно же, будет совсем не тот.

Можно привести достаточно простую аналогию: изучать и пытаться воспроизводить жизнь просветлённых людей по предписаниям Вед — это всё равно, что изучать иностранный язык по грамматике и словарю, пытаясь каждый раз строить фразу по грамматическим правилам. Тот, кто пробовал, знает, что таким способом никогда не достичь той беглости, легкости и красоты, как при изучении языка естественным путём — через слушание и чтение живой речи, накопление речевых образцов и обретение языкового чутья.

А грамматики — что языковые, что социальные — во все времена мыслили примерно одинаково.

Поэтому «точки пересечения» в описаниях естественны. Проблемы начинают возникать лишь при попытке воспроизвести по этим описаниям подлинную святость и волшебство.

27 октября 2013
Синегорье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Перейти к верхней панели