(статья в ред. 17 апреля 2013)
Вообще, смысл хозяйственной деятельности человека я вижу в том, чтобы:
1) удовлетворить свои основные материальные потребности, создать богатство;
2) реализовать свой творческий потенциал, пережить себя на опыте в качестве Творца своей вселенной.
Если рассматривать проблему достаточно пристально, то становится ясно, что эти два аспекта тесно взаимосвязаны, причем второе, может быть, окажется гораздо важнее первого. Потребность есть ничто иное, как неудовлетворенность, переживание разницы между неким идеальным образом достатка, присутствующим в уме, и фактическим достатком. Потребности всегда обусловлены неким образом, стандартом выживания, принятым в данной общественной среде. К примеру, в среде сыроедов или праноедов никто не будет ощущать потребности в газовой плите и большей части продуктов, продаваемых в супермаркетах, т.к. их образ жизни не подразумевает необходимости для человека этих вещей. Аналогичным образом, в теплом климате у людей не будет потребности в приборах и системах отопления, а в некоторых культурах – также и в одежде. Человек ощущает потребность, когда у него нет того, что должно быть, в соответствии с представлением о правильном образе жизни — его собственном и культуры, в которой он живет.
И здесь возникает важный нюанс: чем более человек свободен от механического труда и социальных ограничений, чем более раскрыт его творческий потенциал, тем более он способен создавать свой собственный стандарт образа жизни, независимый от стандарта окружающих, тем самым, сократив свои потребности или облегчив их удовлетворение. И, напротив, чем меньше человек реализует свои творческие качества, тем более он зависим от стандарта достатка, который навязывается ему извне, и, как следствие, тем менее счастливым он себя ощущает и тем больше у него становится материальных потребностей. Причем, здесь еще действует механизм компенсации: появляются дополнительные потребности, вызванные именно усталостью от механической работы. Не получая от труда удовольствие, человек придумывает себе такую сферу жизни, как отдых и развлечения, и, если пустота и механичность труда усугубляются, то в какой-то момент сфера развлечений настолько поглощает внимание, что человек становится совершенно неспособен к какой бы то ни было созидательной деятельности.
Экономика, построенная только на идее удовлетворения материальных потребностей (в отрыве от формирования образа жизни и творческой реализации), находится в перманентном кризисе и ходит по заколдованному кругу. Если мыслить чисто механически, то максимальный объем производимых благ дает производство конвейерного типа, однако такое производство максимально обесчеловечивает человека и, следовательно, увеличивает объем его неудовлетворенных потребностей многократно.
Напротив, экономика, всецело направленная на творческое самораскрытие человека, удивительным образом приводит к сокращению материальных потребностей.
Таким образом, критерием истинно здоровой экономики является отсутствие в ней разграничения понятий «работа» и «отдых», подобно тому, как его нет в языке индейцев екуана (по Жан Ледлофф). Человек делает что угодно потому, что ему интересно это делать, и понятие нужды ему неведомо.
Как можно подобное реализовать в условиях экопоселения?
Понятно, что тут потребуется глубокая перемена в общественном сознании, и это будет делом не одного дня. Однако вот шаги, которые, я считаю, должны привести к этой цели.
ВО-ПЕРВЫХ, НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ САМО ПО СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И О СТАНДАРТЕ ДОСТАТКА. Я предполагаю, что в разных племенах (соседствах), составляющих нашу общину, представление об образе жизни будет различным. В Столице (DownTown), где будут жить «цивильные люди», оно может быть достаточно близким к современным анастасиевским поселениям типа Ковчега. Там будет электричество, мастерские, интернет, разнообразная техника. В соседствах же, исповедующих большую близость к природе (индейцы, эльфы), образ жизни может быть куда более первозданным – непрямоугольные жилища посреди леса из природных материалов, приготовление пищи на костре, хождение босиком и нагишом, необремененность техникой и т.п. В этих соседствах само по себе понятие «экономика» будет существенно упрощено, и многое из того, что я пишу ниже, для них будет попросту неактуально.
Мне видится, что каждое соседство коллективно сформулирует декларацию, описывающую его образ жизни, исследует имеющиеся у него потребности и выявит те из них, удовлетворение которых однозначно необходимо для выживания; те, удовлетворение которых желательно, и те, удовлетворение которых – это дело вкуса и личных пристрастий. Затем мы всей общиной исследуем возможные способы удовлетворения наиболее важных потребностей и определим такую схему взаимоотношений соседств, при которой возможно наиболее полное удовлетворение потребностей каждого. Эту схему мы закрепим в соглашении, устанавливающем основы нашей экономической политики.
ВТОРОЙ ШАГ (являющийся продолжением первого) – это ОСВОБОДИТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЗАБОТЫ О ФИЗИЧЕСКОМ ВЫЖИВАНИИ. Для того, чтобы снять психическое напряжение у членов общины по поводу своего выживания и обеспечить каждому возможность высвободить время для творчества и просто спокойно подумать о том, чего он хочет (вместо судорожного затыкания дыр), мы создаем систему, в которой удовлетворение минимально необходимых для физического выживания потребностей – пища, одежда, жилье, транспорт – будет гарантировано каждому. Каждый вправе получить от общины эти первичные блага всякий раз, когда он в них нуждается, в обмен на некоторое количество рабочих дней в году на объектах общественной инфраструктуры (в зависимости от количества членов в общине, это может быть порядка 10-30 рабочих дней в году).
Простое знание о том, что выживание мне и моей семье гарантировано, и оно не требует каких-то экстремальных трудовых и умственных затрат, уже окажет невероятно расслабляющее воздействие на психику и позволит освободиться от поспешных и неэффективных действий, которые обычно являются следствием страха и беспокойства.
Для того, чтобы эта гарантия стала реальностью, мы создаем систему взаимного страхования и общественный сектор в экономике.
ВЗАИМНОЕ СТРАХОВАНИЕ — это договор между членами общины о том, что они готовы поддержать друг друга в чрезвычайной ситуации (стихийные бедствия, провалы в бизнесе, несчастные случаи, болезнь и т.п.) и обеспечить минимально необходимыми благами для восстановления нормальной деятельности — за свой счет или за счет общих запасов общины.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ — это общее имущество общины и коллективные работы, служащие для удовлетворения потребностей общины в целом (дороги, Общий Дом, общие мастерские и пр.), для обеспечения физического выживания ее членов (служба снабжения, общественный парк транспорта, общественный жилой фонд), а также для страхования отдельных ее членов в случае постигших их неприятностей (неурожай, стихийные бедствия, выход из строя инструмента и оборудования и пр.).
Общественный сектор будет включать в себя:
1) общественный жилой фонд (для размещения гостей и членов общины, у которых пока нет жилья);
2) общественный склад (это большое помещение, куда члены общины, их городские друзья, а также гости будут привозить ненужные им вещи, которые могут быть использованы для жизни общинников: одежда, посуда, инструмент, мебель, бытовая техника, остатки стройматериалов и т.д.);
3) общественная служба снабжения — это своего рода посредник между общиной и городом, который будет работать на нескольких направлениях:
во-первых, обеспечивать общину благами, которые в ней не производятся, приобретая их оптом у производителей с дилерскими скидками или на оптовых складах, по доступным, оптовым ценам – фрукты, крупы, стройматериалы, инструменты и т.д.;
во-вторых, вывозить из города то, что там считается отходами и выбрасывается (стройматериалы, органические отходы, книги, одежда, техника, инвентарь и т.д.);
в-третьих, отправлять в город продукцию, производимую в нашей общине.
4) общественная служба утилизации отходов (сюда будут свозиться для переработки или повторного использования металлолом, щебень и битый кирпич, битое стекло и керамика, пластик и пр.). В отношении каждого вида отходов община будет разрабатывать программу утилизации.
5) общественные источники энергии (солнечные батареи, ветрогенераторы и пр.), используемые как для общих нужд, так и для нужд отдельных поселенцев;
6) общественные мастерские с основным набором станков для деревообработки и для работы с металлом, сварочным оборудованием.
7) общественный гараж и авторемонтная мастерская;
8) общественный скотный двор (пока экопоселенческая практика показывает, что содержать скотину отдельной семье, как правило, бывает не по силам, но зато общий скотник на несколько коров и лошадей (с наемным обслуживающим персоналом) вполне посилен даже не очень большому поселению);
9) общественное овощехранилище;
10) общественная баня;
11) Общий Дом — место для общих сборов, проведения культурных мероприятий, приема гостей и пр.
12) общественная библиотека и офис — место, где будут храниться книги, аудио- и видеозаписи, документы и образцы документов, картины и пр.; где будет находиться компьютер и принтер для общего пользования с безлимитным интернетом. Здесь у нас будет и юридическая справочная служба.
13) общественный транспорт: трактор и сельхозтехника, микроавтобус, грузовой автопарк, возможно, экскаватор и грейдер. Кроме того, у нас будет общий легковой автопарк, пользоваться автомобилями из которого сможет любой член общины, заплатив за бензин и амортизацию авто. Таким образом, отпадет необходимость иметь и содержать личный автомобиль тем, для кого он нужен именно средство передвижения, а не как «любимая лошадка».
14) общественный фонд инструмента и оборудования (бетономешалка, бензопилы, шуруповерты и т.д.) — для общественных работ и для аренды тем членам общины, кто не имеет своего инструмента. Это позволит существенно сократить расходы на строительство вновь вступающим членам общины.
15) общественные поля, сады, пасеки, леса — для обеспечения продуктами (и не только) жильцов Общего Дома, гостей и формирования резервных запасов.
Наличие общественного сектора в экономике призвано стабилизировать жизнь в общине, сэкономить деньги отдельных общинников, освободить членов общины от необходимости лишних поездок в район или в город (скажем, в библиотеку или для ремонта инструмента). Кроме того — и это очень важно!!! — общественный сектор экономики служит воспитанию у членов общины способности к управлению и ответственности. Все перечисленные объекты, очевидно, требуют внимания и ухода. У каждого из них будет свой смотритель — человек, отвечающий за их исправность и следящий за корректностью использования. Это и есть отдельная функция управления, которую может на себя взять каждый член общины, выразивший желание к этому. Каждый может выбрать участвовать в управлении той сферой, которая ему близка по интересам.
Собственно, само по себе создание новой сферы в общественной экономике может быть связано с появлением человека, готового взять на себя инициативу и ответственность за проект. Община помогает ему средствами, трудом, организационными ресурсами.
Именно таким путем и достигается подлинное самоуправление.
Понятно, что общественными имеет смысл делать только те объекты, которые были бы неэффективны в руках отдельной семьи (скажем, гораздо удобнее иметь одну большую библиотеку или одну бетономешалку на поселение, чем каждому покупать, когда она потребуется, + психологически легче брать что-то общественное, чем все время ходить одалживать у соседа), и неэффективно – личные вещи, которые часто используются и для использования которых важно привыкание.
Поддержание общественного сектора экономики неизбежно потребует определенных трудозатрат. Я предполагаю, что у нас в общине будет обязательным некий минимальный объем трудового участия в общей инфраструктуре (предположительно, от 12 до 24 рабочих дней в год), однако этот объем будет существенно меньше того, что требовалось бы от каждой семьи, чтобы обеспечить себе тот же уровень материального достатка исключительно своими силами. К примеру, на содержание общественного автомобиля одна семья может потратить один рабочий день в год, тогда как заботы о личном авто могут оказаться куда более дорогостоящими. Кроме того, мы будем гибкими в формах и сроках вкладов в общее дело: вместо трудового вклада можно будет внести оговоренный денежный или материальный эквивалент. Таким образом, участники, для которых личное время дороже денег, смогут просто оплатить работу тех, кто выполнит их общественный трудовой вклад за них.
Общественный сектор в экономике служит еще одной важной задаче — сплочению людей и ритуализации труда. Общее имущество и общий труд неизбежно создают общение между людьми, и это общение служит объединяющей силой, способствуют синхронизации образа мышления, укрепляет поселение как единое целое. Кроме того можно сказать о глубинном, религиозном смысле коллективной работы — переживании опыта совместного сотворения, радости от творческого процесса и ощущения единства с дорогими тебе людьми.
Все это требует тщательного подхода к организации и планированию общих работ. Они должны быть четко продуманными, согласованными, обеспеченными всем необходимым — так чтобы их выполнение шло быстро, легко, эффектно и дарило каждому участнику переживание силы коллектива. Общественные работы должны быть красивы, они должны вдохновлять, и иногда красота и легкость самого процесса могут быть даже важнее скорейшего достижения результата.
В связи с этим в любых коллективных работах мы будем постоянно отслеживать уровень слаженности, организованности и эмоционального воодушевления и держать эти показатели на таком уровне, чтобы люди не уставали от общих дел и не накапливали неприятие к каким-либо огрехам в их проведении. При возникновении усталости или какого-либо неприятия на общих работах мы сразу же будем обсуждать это на Кругах Доверия и выискивать способы их оптимизации.
Итак, первое на чем мы строим нашу экономику — это творческое переопределение потребностей и устранение из обихода борьбы за выживание. Каждый будет знать, что умереть с голоду ему не дадут при всем желании. Жить в любом случае придется, но, если ничего не делать самому, то жить очень скромно.
ТРЕТИЙ ШАГ: НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ САМ ПО СЕБЕ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «БОГАТСТВО». В современной массовой культуре под богатством понимается формальная принадлежность (присвоенность) некоему человеку или группе достаточного количества благ (ресурсов). При этом не имеет значения, используются они реально этим человеком или нет. Я богат, если я могу назвать своими много вещей, даже если 90% из них я никогда не видел и не использовал. Для того, чтобы стать богатым, в такой культуре необходимо завладеть ресурсами, что, в свою очередь, означает устранить других от владения ими. При таком подходе неизбежна проблема ограниченности ресурсов и постоянная борьба за них: богатство одного автоматически означает бедность другого; двое не могут быть богаты одним и тем же богатством одновременно, а значит вынуждены постоянно бороться за него и воспринимать друг друга как врагов или конкурентов.
Мы предлагаем новое понимание богатства: богатство – это не владение, а доступ к использованию большого количества ресурсов. Если я имею возможность использовать вещи, когда они мне нужны, значит я богат. И то, что в остальное время ими может пользоваться кто-то другой, нисколько не уменьшает мое богатство (я пока говорю об общем принципе и пренебрегаю деталями, вроде износа вещи в процессе использования). При таком подходе двое могут быть одинаково богаты при почти вдвое меньшем количестве ресурсов, чем в первом случае. И обеспечение общего богатства при таком раскладе становится не проблемой объема ресурсов, а проблемой общения и договоренностей. Для разумных людей гораздо легче договориться о распределении издержек по содержанию общей мастерской и ремонту общего инструмента, чем каждому строить отдельную мастерскую и оснащать ее всем оборудованием. Для неразумных людей бывает настолько болезненным сам процесс искреннего общения и договоренности о чем-либо (и особенно общения после причинения вреда другому), что они предпочитают вообще не общаться и десятилетиями мучительно зарабатывать деньги для того, чтобы построить себе все свое и огородить это трехметровым забором от завистливых глаз соседа.
Понимание богатства как доступа к использованию ресурсов дает нам сразу 3 бонуса:
1) обеспечить такое богатство гораздо легче, даже если ресурсов мало;
2) оно создает в общине сотрудничество вместо борьбы и конкуренции;
3) оно стимулирует искреннее общение между людьми и освобождение от комплексов, мешающих общению, что, в свою очередь, благотворно сказывается на всех сферах жизни, включая политику и семью.
Этот принцип реализуется через уже описанный общественный сектор экономики, а также через средства, описанные ниже.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: МЫ ОТДЕЛЯЕМ ФАКТИЧЕСКУЮ БЕДНОСТЬ (УГРОЗУ ВЫЖИВАНИЮ) ОТ БЕСПОКОЙСТВА ПО ПОВОДУ БЕДНОСТИ И РАБОТАЕМ С КАЖДЫМ ИЗ ЭТИХ ЯВЛЕНИЙ ОТДЕЛЬНО.
В современном обществе бедность очень часто является не физической, а психологической проблемой. Человек может иметь достаточно средств для удовлетворения заявленных им потребностей, но при этом либо выбирать самые сложные и дорогостоящие пути для их удовлетворения, либо, по факту, тратить средства на то, что он сам же не считает предметами первой необходимости. В итоге такой человек снова и снова приходит к ситуации, когда на «самое главное» денег нет. Примеры многообразны, начиная от пропивания всей зарплаты и раздаривания ее друзьям и родственникам (часто более обеспеченным) и кончая вкладыванием денег в заведомо неликвидные «активы» — типа дома «у черта на рогах», который нельзя ни достроить, ни продать. Другой психологический эффект – это специфическая нервная «трясучка», возникающая всякий раз, когда количество наличных денег падает ниже некой критической отметки. В такой «трясучке» человек начинает действовать истерично и, как правило, принимает неэффективные и даже разрушительные решения.
Я думаю, что в нашей общине мы будем использовать разнообразные психологические средства для работы с этими проблемами психики, мешающими человеку достичь желаемого богатства. Это могут быть:
1) курсы и тренинги по бюджету, планированию, формированию домашних фондов, деловые игры;
2) обработка травматичных эпизодов прошлого, вызывающих нерациональное поведение, при помощи одитинга, техники модификации опыта, системы NewLife и т.п. психологических техник;
3) симоронские и магические обряды, разряжающие завышенную важность;
4) ролевые игры, позволяющие пережить себя в роли богатого человека, прочувствовать это состояние и сопутствующий ему антураж;
5) проводимые под руководством опытного тренера эксперименты по выживанию и добыванию необходимых благ без денег – как в дикой природе, так и в городе.
ПЯТЫЙ ШАГ: МЫ БУДЕМ ВСЕМЕРНО КУЛЬТИВИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛЮБОЙ РАБОТЕ И БУДЕМ СТАРАТЬСЯ ОБУЧИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ ПОЛЕЗНЫХ НАВЫКОВ. То есть мы не упускаем ни малейшей возможности научиться чему-то новому, полезному для жизни. Наша жизнь — это постоянная школа новых навыков.
Этот принцип может иметь самые разные проявления на практике, например:
1) Мы договариваемся (еще одна игра!), что любой мастер, которого привлекают для того или иного дела, по возможности, вовлекает заказчика в процесс в качестве чернорабочего и, тем самым, заставляет его прочувствовать все основные технологические операции. Скажем, электрик сначала показывает, как прибивать крепеж для проводов — и они вместе с заказчиком делают это; потом показывает как крепить распред. коробки — и они тоже выполняют это вместе; потом объясняет, как выбирать провода и как их крепить и т.д. Если я специалист по печам, то я объясняю, как спроектировать печь (и человек делает это), объясняю, как делать раствор (и он сам разводит его), как крепить литье (показываю на одной дверце — остальные он делает сам) и т.д. Возможно также, что мастер в качестве вознаграждения за свою работу вправе ангажировать заказчика для помощи ему в выполнении других заказов и для выполнения каких-то работ у себя в поместье.
2) Мы можем установить ротацию в определенных ключевых управленческих должностях – так, чтобы каждый желающий мог опробовать роль заведующего канцелярией, общей баней или чем-то еще, овладеть необходимыми для этого навыками и лучше понять тех, кто занимал эту должность до него и кого он до этого критиковал.
3) Мы будем периодически проводить образовательные лагеря, семинары, тренинги, мастер-классы и игровые состязания, на которых можно будет научиться чему-то полезному.
4) На производственных объектах в нашей общине мы будем создавать такие технические условия и такой режим работы, которые будут давать работникам максимальную самостоятельность, стимулировать творческое мышление и развивать в них мастерство и предпринимательскую хватку (прозрачность общей технологической цепочки для отдельного работника; инструмент вместо автоматизированной машины[1]; сдельная оплата вместо повременной, оплата по результату, свободный график, возможность получить себе материалы, сэкономленные благодаря рационализации труда и т.д.)
Хочу оговориться, что я здесь ни в коем случае не ратую за принудительное обучение всевозможным навыкам или принудительный универсализм в труде. Я говорю лишь о создании среды, где это становится легко реализуемо для всех желающих.
ШЕСТОЙ ШАГ: ЦЕЛЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ, А УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЩЕГО БОГАТСТВА В СИСТЕМЕ.
В современном мэйнстрим-социуме люди очень часто выбирают свою экономическую деятельность по принципу «сколько денег это принесет лично мне?», невзирая на то, что, даже принося деньги одному человеку, такая деятельность может делать бедными сотню других и уменьшать общий объем богатства в системе в целом. Я не говорю уже о ситуациях, когда эта деятельность в долгосрочной перспективе вообще ведет к уничтожению природы и человечества, как, например, опустынивание территории с целью последующей продажи ее жителям леса и питьевой воды.
В нашей общине мы будем выбирать и планировать нашу экономическую деятельность исходя из того, что она в любом случае должна вести к увеличению общего богатства. Деятельность, которая не увеличивает общего богатства, а только перераспределяет ресурсы от одних к другим, в долгосрочной перспективе не имеет смысла, т.к., решая одну проблему, она создает несколько новых.
Выбирая сферу приложения наших рук и умов, мы будем исходить из:
1) наших творческих радостных желаний (чем мы любим заниматься, в чем нам хочется попробовать себя), и
2) существующих экономических ниш (чего не хватает в общине, что хорошо бы сделать для увеличения общего богатства, для налаживания внутренних связей и для освобождения общины от экономической зависимости от ресурсов извне).
Последнее нужно пояснить.
Если я хочу найти экономическую нишу, полезную точку для приложения своих сил, я обращаю внимание на денежные потоки между общиной и внешним миром: за что мы сейчас платим деньги? И далее смотрю, что из этого может быть произведено уже сейчас внутри самой общины силами ее членов.
К примеру, сегодня в экопоселениях весьма распространена ситуация, когда поселенцы жалуются на нехватку денег, но при этом покупают на стороне такую элементарную вещь, как дрова. Между тем, заготовка дров не представляет никакой сложности при наличии транспорта (а транспорт — это одна из первых вещей, которая должна быть приобретена общиной). А для мужчин — это вдобавок и приятное упражнение для тела.
Кроме того, поселенцы много платят за юридические услуги и оформление документов (повод задуматься), за рытье колодцев и скважин (хм?), за стройматериалы (кое-что можно было бы делать своими силами), за связь (может, не ради экономии, но в порядке творчества и заботы о здоровье почему бы не задуматься о создании системы внутреннего оповещения без использования радиоволн? В православных церквях, например, этот вопрос очень неплохо решается при помощи сигналов колокола) за транспорт (опять и опять — это необходимо решить в первую очередь!) и т.д.
Экономика общины должна максимально стремиться к состоянию замкнутой системы — не для того, чтобы отделиться от мира, а для того, чтобы получать максимальный эффект от тех благ, что лежат у нас под ногами.
Я совсем не против товарного обмена и рынка, но когда я вижу, как одна фура везет молоко из Перми в Екатеринбург, а вторая — из Екатеринбурга в Пермь, а потом обе возвращаются обратно порожняком — такую экономику сложно считать разумной и оправданной. Современный рынок доведен до абсурдно неэффективного использования ресурсов, и экономике экологической общины нет никакого резона равняться на это.
Понятно, что в ситуации, когда за одну и ту же работу «на большой земле» можно получить в 5 раз больше денег, чем внутри общины, вопрос неоднозначен, и тут нужно думать, что для общины полезнее – данная работа или внесенные в ее экономику заработанные на стороне деньги. Однако при сравнимых условиях предпочтительнее, конечно, налаживать внутренние связи и минимизировать излишние транспортные потоки.
Поэтому мы будем стремиться к максимально эффективному использованию местных ресурсов, налаживая внутренние связи и реализуя потенциал своего творческого воображения.
Этот же принцип (целью является общее богатство) имеет еще одно практическое приложение: нет смысла производить то, что уже производится соседом, – с надеждой вытеснить конкурента с рынка и перехватить его деньги. Это заведомый тупик. Начинать параллельное производство товара, который уже и так производится, имеет смысл лишь в случае, когда есть сильное радостное желание заниматься именно этим делом, либо когда есть неудовлетворенность производимым товаром и желание улучшить его качество или изменить его характеристики.
Аналогичным образом, сомнительную ценность имеет производство вещей, нуждающихся в изощренной рекламе и маркетинговых хитростях для того, чтобы их продать. Если ценность твоего товара не очевидна и отзывов попробовавших его потребителей («сарафанное радио») недостаточно, чтобы его покупали, есть серьезные основания для того, чтобы задуматься о том, нужно ли производить такой товар вообще, либо о серьезном его усовершенствовании. Агрессивная реклама и навязчивые продажи некачественных и бесполезных (т.е. не находящих применения после покупки) вещей – это антиэкологичная и неприемлемая для нас политика.
СЕДЬМОЙ ШАГ: МЫ ПРИНЦИПИАЛЬНО ОТКАЗЫВАЕМСЯ ОТ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ И ВЫБИРАЕМ ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ (WIN-WIN) СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА РЫНКЕ. Конкуренция — это способ мышления и деятельности, основанный на идее об ограниченности материальных благ, на идее о том, что экономических благ (товары, капитал, платежеспособный спрос и т.д.) на всех не хватит, и единственный путь к собственному богатству – это отобрать у других. Эта идея рождает разъединение, вражду, зависть, страхи, спешку, массу нерациональных действий и прочие разрушительные для человека и общества явления.
Мы будем с самого начала исходить из противоположной идеи: экономические блага неограниченны и могут создаваться «из ничего» путем приложения творческой мысли и создания новых полезных связей в системе (см. главу «Мы как община и как экопоселение»).
На практике это означает следующее:
1) Мы создаем уникальные товары и услуги. Легче всего пояснить это на таком примере: многие едут в Ковчег, чтобы купить «мед от Федора Лазутина». «Мед от Федора Лазутина» — это уникальный товар, он соотносится с «просто медом» примерно так же, как «картина Айвазовского» с «просто картиной». Если вы хотите купить «Девятый вал», то вы не удовлетворитесь, если вам вместо него будут предлагать картину Ван Гога «Пожилая женщина» и говорить «какая разница, это же тоже картина!». Если товар становится уникальным, если он приобретает свое неповторимое лицо, он не подвержен законам конкуренции. Такой товар в принципе невозможно сравнить с другими.
2) Мы будем предпочитать для себя те сферы деятельности, где мы будем изначально вне конкуренции. Такие сферы деятельности есть, и их может быть бесконечное количество. К примеру, сегодня довольно много экологически-ориентированных горожан (в т.ч. городских анастасиевцев) предпочли бы покупать товары и услуги, отвечающие определенным «зеленым стандартам качества» или освященные определенной религиозной атрибутикой (например, движения «ЗКР»). Обычное массовое производство не в состоянии в полной мере удовлетворить этот спрос. Далее, те же «зеленые» горожане и анастасиевцы (даже просто дачники) хотели бы, чтобы их дом был построен или отделан по тем же «зеленым стандартам» («чистые помыслы», экологичный технологический процесс, древняя русская геометрия — сажени, золотое счение и пр., ведическая символика и символика ЗКР и т.д.). Многие из этих людей готовы платить, но я до сих пор часто слышу о том, что очень не хватает мастеров в этих областях. Далее. Очень многие горожане озабочены сегодня проблемой школы и образования своих детей. Школ, удовлетворяющих современным экологическим требованиям, сегодня практически нет. И это с высокой вероятностью означает, что, если мы создадим такую школу, она будет востребована. Далее. Средств массовой информации, удовлетворяющих современным экологическим требованиям, также пока очень мало. На сегодняшний день все горожане по-прежнему смотрят «Новости», НТВ и т.п., где говорится куча слов о происходящих в стране бедствиях, но не говорится почти ничего о действительно важных новостях. Если будет существовать альтернативный канал с альтернативными Новостями (где будут освещаться реально важные для прогрессивного развития страны события), этот канал будет вне конкуренции (пусть пока это звучит на грани шутки, но во всякой шутке есть доля экономической мысли :)). Еще одна ниша, которая пока толком не выявлена и не занята, — это организационная и юридическая поддержка, разрешение конфликтов и антикризисное управление в действующих российских экопоселенческих проектах. Проектов экопоселений в России – сотни. Успешных среди них – единицы. Если мы сумеем найти решения основных организационных экопоселенческих проблем и научимся передавать этот опыт, нам тоже не потребуется реклама. Также нашими нишами могут быть проекты в области пермакультуры и экологической самодостаточности; фолк-тематика, историческая и социальная реконструкция, социальные и ролевые игры и т.п.
3) Мы максимально исключаем спешку и суету из нашего хозяйственного процесса. Это означает, что, если нам предлагают «поднатужиться и срочно изготовить 300 очельев к празднику», мы отклоняем такие предложения. Если нам говорят, что «нужно брать сруб срочно, а то через месяц все подорожает», мы не будем покупать этот сруб, если для этого придется спешить и суетиться. Важно понять следующее: самое важное в любом деле — это кем мы чувствуем себя, занимаясь им. Когда мы спешим и суетимся, мы переживаем себя как бедных и нуждающихся существ, которых легко могут обойти и облапошить конкуренты. Если же мы исключаем любую суету, мы переживаем себя как Творцов, которые полностью контролируют свою экономическую ситуацию.
4) Мы стремимся максимально использовать бесплатные ресурсы. Мы хорошо знаем, что если есть место, где кто-то что-то предлагает за 100 рублей, значит есть место, где этот товар можно купить за 10 рублей или взять бесплатно. Надо найти такое место и взять там. В частности, если говорить, к примеру, о книгах, то во многих библиотеках можно вынести огромное количество списанной литературы бесплатно. Если говорить о стройматериалах, то в городах можно найти очень много никому не нужных строительных отходов – кирпича, окон со стеклами, бетона и т.д. Если говорить о дровах, то можно вывести бесплатно много несортового леса с санитарных и прочих рубок, который обычно попросту сжигается на месте. В каждом большом городе есть газета «Из рук в руки» и группа Вконтакте «Отдам даром». На сайте общины можно разместить Wish-List (список того, в чем мы нуждаемся), и не исключено, что гости привезут нам немало полезных вещиц, пылящихся на их дачах и вгаражах.
5) Мы стремимся широко использовать вторичные ресурсы. Это, в частности, означает, что мы учимся ремонтировать любую нужную для жизни технику и стремимся максимально использовать ее технический ресурс. Это так же означает, что при сравнимом качестве мы предпочтем купить автомобиль, компьютер, магнитофон, мебель и т.д. с рук за четверть цены, чем новый в магазине. При этом важно понимать, что поступаем мы так не из-за бедности, а потому что: 1) мы бережем природные ресурсы и не хотим поощрять их бездумное уничтожение; 2) мы хотим разбираться в вещах, владеть навыками их обслуживания и ремонта; 3) нам нравится общение с людьми, расширение круга связей и возможностей; 4) нам нравится сам игровой процесс охоты за интересными находками; 5) мы выбираем мир, в котором производятся долговечные и качественные товары, и даем это понять каждому производителю. Конечно, если качество новых товаров превосходит качество вторичных, мы купим новые. Но если качество сравнимо или (что очень часто бывает) качество старых товаров лучше новых, мы выбираем использовать старые товары.
6) Мы выбираем такие способы взаимодействия с клиентами и производителями схожих товаров, которые не создают паразитических зависимостей, а, напротив, делают сильнее и богаче обе стороны. Например, в печном деле, мы предлагаем услуги разного формата, подходящие разным группам клиентов: мы кладем дешевые печи эконом-класса; мы кладем серьезные печи бизнес-класса; мы обучаем и консультируем тех, у кого нет денег, чтобы заказать нам печь, но есть время делать и учиться самому; мы организуем семинары по печам у тех, кто не готов много платить и делать сам, но готов принять семинар на своем объекте. Мы гибко сочетаем непосредственное исполнение работы и обучение делать ее самому – так, чтобы в итоге каждой сделки повышался уровень богатства обеих сторон.
В целом, мы считаем, что научить клиента делать что-то самому – это более выигрышный путь, чем поставить его в зависимость от наших товаров и услуг. Как минимум, мы не должны пресекать стремление клиента к самостоятельности, если оно возникает.
Это, впрочем, совсем не означает, что мы готовы работать с любыми заказчиками и делать что-то неудобное для себя. Бывают заказчики, лучшим способом общения с которыми является отказ от общения :).
Вышеописанные принципы мы будем применять и в нашей торговле с внешним миром. В частности:
1) Мы стремимся к максимально честному и открытому бизнесу. Мы говорим о своем товаре все, что знаем, и называем цену, которую считаем достойной. И ждем, что контрагент поступит также.
2) Мы уважаем себя и не продаем ничего себе в убыток.
3) Мы уважаем контрагента и не пытаемся его завалить. Это в частности означает, что мы, хотя и стремимся приобрести товар бесплатно или подешевле, но не за счет контрагента! Мы принимаем цену, которую он предлагает или торгуемся, но никогда не вынуждаем человека продавать нам что-то в убыток себе. Мы не используем принуждения в торговле.
4) Мы стремимся поддерживать производителей только качественных товаров. Мы отказываемся покупать одноразовые товары и прочее «фуфло». Мы будем поддерживать их, независимо от страны происхождения. Если финские товары качественнее отечественных, мы будем покупать финские товары, чтобы дать понять отечественному производителю, что ему следует улучшать качество. Если старые советские товары качественнее современных, мы будем искать и покупать старые товары.
5) Мы стремимся поддерживать только тех производителей, которые ведут честную и открытую игру. Если производитель использует нечестные методы конкурентной борьбы, мы будем искать альтернативу его товарам. Если МТС ворует деньги со счетов своих абонентов и использует обман в рекламе, это, как минимум, повод начать искать другие возможности. Если каждая новая версия Windows от Microsoft создает проблемы в работе старых версий программ или ограничивает наши возможности по управлению собственным компьютером, есть смысл перейти на другую операционную систему.
6) Мы стремимся поддерживать только тех производителей, товары и услуги которых делают нас более свободными, а не более зависимыми. Это значит, что если товар изготовлен так, что мы не можем сами его разобрать и починить, мы будем стараться не покупать такой товар. Если операционная система устраняет нас от понимания того, что происходит на нашем компьютере, мы ищем другую.
В перспективе я предполагаю, что мы совместно с другими экопоселениями создадим информационный ресурс, на котором будет собираться информация о производителях качественных и экологичных товаров, использующих честные методы в своем бизнесе. Этот ресурс будет ориентировать спрос экопоселенцев и близких им по духу людей таким образом, чтобы в итоге российский рынок заняли именно честные производители, уважающие человека, любящие природу и свой труд.
ВОСЬМОЙ ШАГ: ДЕНЬГИ – ЭТО ПООЩРЕНИЕ ХОРОШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, НО НЕ НАОБОРОТ. Довольно часто в обычной мэйнстрим-экономике можно наблюдать ситуацию, когда денежные потоки выстроены так, что для человека становится выгоднее ничего не производить, быть слабым и увечным или удерживать социально-значимые показатели на низком уровне. К примеру, в России врачи получают деньги за количество больных (больше больных – больше денег); милиция – за количество раскрытых (а значит — совершенных) преступлений; суды – за количество рассмотренных дел. Я слышал, что в некоторых российских деревнях эта ситуация доходит до трагического абсурда: родители зачинают детей в состоянии алкогольного опьянения и принимают тяжелые лекарства во время беременности для того, чтобы у них родился ребенок с инвалидностью, на которого можно будет получать пособие (основной источник дохода для семьи). Дотации в сельском хозяйстве устроены так, что их можно получать, ничего на земле не выращивая.
В нашей общине мы будем ориентировать денежные потоки так, чтобы вознаграждать именно хорошие показатели, а не наоборот. Это значит платить за достигнутый полезный результат (ну, или за весело проведенное время :)), а не за бессмысленные затраты крови, пота и слез.
Это значит, что врач будет получать не за лечение больных, а за наличие здоровых людей (например, процент от общего дохода общины, из которого будут вычитаться затраты на лекарства, выплаты больничных страховок и т.п. – так, что максимальный доход получается при полном отсутствии больных). Сотрудники охраны будут получать не за количество задержанных нарушителей, а за их отсутствие. Производители – за произведенный продукт. Управленцы – за высокие показатели в той сфере, которой они управляют.
Конечно, этот принцип сложно применить абсолютно ко всему, но он, по крайней мере, может служить ориентиром при выстраивании «бюджетного сектора» нашей экономики.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ: МЫ БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ К МАКСИМАЛЬНО ЖИВОМУ ОБОРОТУ НАШИХ РЕСУРСОВ. Это означает, что если у поселенца имеется какое-то неиспользуемое имущество, то он всегда предпочитает передать его здесь и сейчас тому, кто в нем нуждается, чем просто хранить «на всякий случай». Мы исходим из того, что использовать имущество именно сейчас гораздо важнее, чем использовать его именно для меня или тебя. Не так важно, кому именно служит имущество, важно, что оно сейчас находится в деле.
Я считаю, что это архиважный принцип. Если бы весь тот пиломатериал, который хранится годами и гниет на участках нынешних помещиков, был передан (пусть в долг) тем, кто уже строится в этом году, мы имели бы куда более быстрые темпы строительства и куда меньше гнилого и испорченного пиломатериала, который потом идет только на дрова.
И это же касается любого имущества. При налаженном общении между людьми в большинстве случаев оказывается намного проще и выгоднее попросить или дать вещь именно в тот момент, когда она требуется, чем каждому хранить ее несколько лет на случай, что она может понадобиться. При такой практике мы начинаем реально, каждодневно ощущать, что все мы одно, и поэтому непринципиально, будет ли вещь использована мной или моим соседом — мы все одна община, единый организм. Сегодня я дам другому, а потом, когда что-то понадобится мне, я точно так же пройду по соседям и найду то, что мне нужно.
В 2008 году я приехал в Ковчег с пустыми руками и совсем без денег (на последние 100 рублей купил продуктов в сельском магазине). Однако мне бесплатно предоставили все, что мне было нужно. Мне дали рабочую одежду, мне дали весь набор инструмента, включая электрический, мне дали книги, которые я попросил, меня бесплатно кормили, пока я не заработал денег, мне давали ноутбук для выхода в интернет, мне давали кучу разнообразных мелочей вроде ниток-иголок-ткани-веревок-прищепок-чайников-сковородок и т.д. Я приехал туда никем, а вернулся оттуда богачом, и никто от этого не пострадал. Сами ковчеговцы были рады моему присутствию, и моя работа им тоже очень понравилась.
И подобное я много раз видел и в отношении других людей. Сосед приходит к соседу и спрашивает: «Слушай, ты когда поедешь в город?» — «А что, что-то нужно купить?» — «Да. Хорошо бы парочку батареек.» — «Пальчиковых?» — «Нет, видишь вот — такие» — «Сейчас, подожди минутку.» Артур заходит в дом, роется у себя в сусеках и через полминуты выходит: «Вот, возьми.» — «Сколько они стоят?» — «А не помню, бери, дарю. Что-нибудь еще?» — «Да нет, все пока. Спасибо большое!» И это обычная ситуация в поселении. Потом, если Артуру срочно приспичит одолжить лопату Fiskars или запасное колесо для машины, он точно так же может пойти к соседям и попросить. И ему не откажут.
«Ибо то, что вы сделали одному из братьев моих меньших, то вы сделали Мне.»
ДЕСЯТЫЙ ШАГ: МЫ СТРЕМИМСЯ К МАКСИМАЛЬНО ЖИВОМУ ОБОРОТУ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОСТО ХРАНИТЬСЯ, ОНИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НА БЛАГО ОБЩИНЫ. Это, в частности, означает, что мы стараемся не хранить деньги в сторонних банках, а вкладываем их в наш Банк Экологической Общины.
Как я себе это вижу. Банк Экологической Общины является добровольным групповым проектом тех членов общины, которые уже достаточно сознательны, чтобы не бояться риска вкладывать свои деньги в собственное же поселение :). Он является чем-то типа акционерного или долевого общества. Идея очень проста: банк принимает во вклады свободные средства общинников и тут же незамедлительно направляет их на реализацию коммерческих и культурных проектов общины и на кредиты (под минимальный процент) членам общины для вложений в развитие их поместий, а также на финансирование экологических научных разработок как в самой общине, так и за пределами ее. Целью банка не является получение прибыли, поэтому проценты на вклады и проценты по кредитам будут не сильно отличаться. Целью банка является развитие экопоселения и эффективное использование денежных средств. Управляет банком Совет Вкладчиков. Т.е. те же самые люди, которые вложили деньги, принимают коллективные решения по вопросу о том, куда их направить. Подобная схема делает всею процедуру демократичной и прозрачной.
Я уверен, что подобное отношение к деньгам и имуществу многократно ускорит развитие поселенческой экономики и даст огромное количество свободных ресурсов без необходимости внешних вливаний. Причина, почему эта схема массово не используется в современных анастасиевских экопоселениях, банальна: люди не доверяют друг другу. Причина же недоверия в том, что люди не выбирают себе соседей; в том, что группы, создающие экопоселение, формируются случайно, абы как; в том, что между членами группы не существует никаких четких письменных соглашений, дающих вкладчикам необходимую ясность и гарантии. Если бы каждый поселенец участвовал в приеме новых соседей и знал, что этим людям он будет давать в кредит свои свободные денежные средства, если бы между поселенцами существовали четкие договоренности, то качество экопоселенческих коллективов было бы на порядок выше, а экономика экопоселений развивалась бы очень хорошими темпами.
ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: МЫ БУДЕМ ДОСТАТОЧНО ПЛОТНО СОТРУДНИЧАТЬ С ГОРОДОМ.
На мой нынешний взгляд, есть несколько очевидных проблем у горожан и поселенцев, которые легко могли бы быть решены просто за счет налаживания культурных и коммерческих связей.
Горожане очень нуждаются в:
1) анастасиевских и экологических постоянно действующих центрах, клубах и домах культуры;
2) хороших школах для своих детей;
3) летних детских лагерях на природе;
4) культурном отдыхе за городом, массовых культурных мероприятиях на природе;
5) правдивой и качественной информации об экопоселениях;
6) приобретении опыта для будущей жизни в поселении;
7) экологически чистой продукции;
8) стабильном транспорте, курсирующем в экопоселения, где у них есть участки, и позволяющем перевозить не только людей, но и саженцы, стройматериалы и пр.
Экопоселенцы нуждаются в:
1) новых людях;
2) деньгах;
3) стройматериалах, саженцах, разнообразной утвари и инструментах;
4) рекламе;
5) решении разных юридических вопросов и проблем с властями;
6) стабильном транспорте, курсирующем между поселением и городом;
7) культурной жизни, интересных мероприятиях;
8) хороших школах для своих детей.
Многие из этих проблем можно решить, реализовав следующую схему.
Экопоселение покупает в городе дом с участком (для наших целей это лучше, чем квартира) и оборудует в нем постоянно действующее представительство. Для работы в нем (с выплатой заработной платы) привлекаются члены городских анастасиевских клубов, руководство осуществляют представители экопоселения. Далее, налаживается постоянное транспортное сообщение между этим представительством и экопоселением (скажем, каждую субботу утром или пятницу вечером идет автобус в поселение, а каждое воскресенье вечером — обратно. Кроме того, по определенным дням ходит бортовая газель для перевозки материалов, саженцев, продукции и пр.; каждый может привезти свой товар в офис и записаться на очередной рейс или оставить заявку на вывоз его товаров в поселение из какой-либо точки в городе) по доступным ценам (деньги идут в кассу общины на развитие поселения). В самом представительстве осуществляется следующая деятельность:
1) распространение информации об экопоселениях;
2) проведение собраний, концертов и других культурно-массовых мероприятий;
3) решение юридических вопросов (по определенным дням наш юрист, специализирующийся на экопоселениях, будет давать консультации и помогать составлять документы);
4) продажа нашей продукции;
5) детские и взрослые кружки художественной самодеятельности;
6) собрания родительских комитетов по взаимодействию со школами, обмен опытом по домашнему образованию. В перспективе возможно открытие на базе представительства специальной экологически ориентированной школы, в которую будут ходить дети горожан — сторонников «зеленых» идей.
7) приемный пункт для разнообразных вторичных ресурсов, которые могут быть использованы в экопоселениях.
8) курсы по домашним родам и натуральному воспитанию детей.
9) любые другие курсы, тренинги, мастер-классы, направленные на личностный рост и приобщение человека к свободному образу жизни и любви к природе.
10) здесь же будет филиал Банка Экологической Общины, в котором горожане смогут размещать свои свободные денежные средства для развития экономики экопоселений.
11) здесь будет размещена информация о квалифицированных специалистах и мастерах, предлагающих качественные и экологичные товары и услуги.
В перспективе деятельность представительства может быть расширена, создан целый спектр экологических школ, предприятий по утилизации городских отходов в интересах экопоселенцев и т.д.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: В ПЕРСПЕКТИВЕ В ОБЩИНЕ МЫ СОЗДАЕМ СОБСТВЕННУЮ КРЕДИТНО-РАСЧЕТНУЮ СИСТЕМУ («ИГРОВЫЕ ДЕНЬГИ»).
Выше я уже описал схему Банка Экологической Общины. Однако, если копнуть глубже, то, помимо своего банка, для развития местной экономики имеет смысл ввести собственную альтернативную денежную систему.
Нужно осознавать, что использование внутри общины рубля или любой другой валюты, которая печатается вне общины, чревато определенными рисками и негативными последствиями. Экономика общины в этом случае становится зависимой от инфляции и вообще произвола тех лиц, которые руководят финансовой политикой в стране. Суть вопроса такова: деньги печатает некая организация (и, как пишут, это не государственное, а частное учреждение!), и эта организация, упрощенно говоря, может в любой момент лишить нас половины нашего богатства, удвоив денежную массу в стране. Половина нашего богатства в этом случае переходит в руки этой организации просто так. Т.н. инфляция есть не что иное, как подобие налога, которое общество (и российское государство тоже) платит ежегодно мировым банкирам (для более подробной информации см. фильмы «Дух времени», «Пирамида долгов», «Игры богов» и пр.).
Для того, чтобы наша зависимость от политики эмитентов валюты не была такой острой, общине хорошо иметь собственное средство расчетов, свою валюту, ценность которой будет определяться нами самими (Кстати, свою валюту имеют многие из крупных зарубежных экопоселений: Финдхорн, Даманхур, Дансинг Рэббит и др.).
Мне видится, что такая валюта может быть введена в рамках Игры в Тридесятое Царство, названа каким-нибудь игровым названием (типа «пиастры», «червонцы» или «гроши») и обеспечена, скажем, общими фондами общины. Т.е. община может выпускать эти деньги в качестве оплаты за работы по созданию ее общественной инфраструктуры. Здесь еще есть, над чем подумать, однако сама идея мне, безусловно, кажется перспективной.
[1] О различных подходах к техническому обеспечению труда – инструмент или машина – подробно рассказано в книге Э.Ф.Шумахер. Малое прекрасно: экономика для человека.
.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА»:
КАК Я СМОГУ ЗАРАБАТЫВАТЬ В ПОСЕЛЕНИИ?
ЕДИНАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ В ПОСЕЛЕНИИ
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
ЕДИНАЯ СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ